<font color="#ffff00" size="2">Родителям первоклашек</font></strong>

Памятка родителям будущих первоклассников

 

1.      Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретиться в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

2.      Ваш ребенок придет в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

3.      Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

4.      Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы или на первом году обучения.

5.      Поддержите будущего первоклассника в его желаниях добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

6.      Если вас будет что-то беспокоить в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

7.      С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.

        8.      Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в     школу существенно меняет жизнь ребенка, но недолжно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 Организация учебного процесса в первом классе.

Обучение детей в первом классе строится следующим образом:

  • учебные занятия проводятся только в первую смену;
  • пятидневная учебная неделя; 
  • в середине учебной недели один день - облегченный;
  • в день не более четырех уроков, продолжительность уроков - не более 35 минут;
  • в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;
  • в первом полугодии "ступенчатый" режим обучения (в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый; со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый);
  • дневной сон, трехразовое питание и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
  • обучение без домашних заданий и проставления оценок;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

Первокласснику понадобятся:

•Линейка деревянная 20 см
•Цветные карандаши
•Простые карандаши
•Фломастеры
•Ручки шариковые (синяя, зеленая)
•Ластик
•Пенал
•Папка для тетрадей
•Тетради однотонные без аппликации:
 в узкую косую линейку
 в мелкую клетку
•Папка для труда
•Клей – карандаш
•Клеенка
•Цветная бумага всех видов
•Цветной картон
•Бумага для рисования (в папках) формат А 4
•Краски акварельные
•Кисточки натуральные 3-х видов: тонкая, средняя, толстая
•Пластилин
•Ножницы
•Обложки для тетрадей
•Обложки для учебников
•Счетные палочки
•Стаканчик для воды (для рисования)
•Доска для работы с пластилином
•Сменная обувь*
•Спортивная форма*
•Спортивная обувь (кроссовки)*
*всю одежду первоклассника следует подписать или пометить условным значком.

Список принадлежностей для первоклассника

 Рекомендации родителям по подбору ранца для ребенка.

Осанка человека начинает формироваться с первых лет жизни, но наиболее важный период - с 4 до 10 лет. Негативное влияние оказывает ношение тяжелых сумок, портфелей. Они создают асимметричную нагрузку на позвоночник ребенка. В связи с этим в первую очередь следует уделить внимание ранцам и рюкзакам. Ношение их на спине обеспечивает равномерное распределение нагрузки и освобождает руки.

Хороший ранец, прежде всего, должен быть легким. Независимо от телосложения, шестилетнему ребенку по силам носить за спиной груз весом 2-3 кг, не превышающий 10% от его собственной массы. Таким образом, пустой ранец должен весить не более 500-700 г.

Педагогам целесообразно обеспечить детям возможность оставлять часть учебного материала (пластилин, краски, альбом и пр.) в школе. Родителям можно посоветовать приобрести второй комплект учебников и хранить его в кабинете, где занимается ребенок.

Родителям стоит обратить внимание на материал, из которого изготовлен рюкзак или ранец: ткань по прочности не уступает коже, а весит такой рюкзак меньше. Ткань должна быть плотной, желательно, пропитанной специальным, не пропускающим воду составом. Из практических соображений лучше тот материал, который не потрескается в зимние морозы и не слишком сильно запачкается. Следует обратить внимание на внутренние и внешние отделочные швы: они не должны быть грубыми, чтобы ребенок не поранился. Можно самим нашить декоративную тесьму, чтобы закрыть острый край и избежать порезов. Пустой ранец должен быть устойчивым и не деформироваться при наполнении. Если днище с наружной стороны защищено пластиковыми закругленными уголками, рюкзак можно ставить на любую поверхность. Следует также проверить, не линяет ли ткань, из которой изготовлен ранец. Это можно сделать с помощью влажной салфетки: провести ею по материалу и убедиться, что она не окрасилась, иначе в будущем это может стоить не одной испорченной рубашки или блузки. Спинка рюкзака достаточно плотно прилегает к спине ребенка, поэтому желательно, что¬бы она была изготовлена из натуральной ткани.

Безусловно, необходимым условием является ортопедическая спинка. Обладая здоровьесберегающими показателями, она также оградит первоклассника от уколов острыми углами учебников, линейки и прочей поклажи. Удобно, когда внутри ранца имеются отделения для книг и тетрадей, карманы для канцелярских мелочей. Родителям желательно заранее обсудить с ребенком назначение каждого из них, тогда он не будет подолгу искать нужный предмет.

Ширина лямок у рюкзака или ранца должна быть не менее 8 см. Они должны быть укреплены дополнительным слоем материала и иметь пряжку, регулирующую их длину в зависимости от роста ребенка и надетой на нем одежды. Эффективной мерой рас-пределения веса рюкзака является использование ремней для пояса или бедер: 50-70% нагрузки переносится с плеч на нижние части тела. Важно следить за тем, чтобы ребенок носил ранец на спине, используя обе лямки.

Ранец не должен быть шире плеч ребенка, а по длине - не ниже копчика. Если его высота даже немного больше длины спины - ребенок будет сутулиться. Периодически нужно проверять, удобны ли ремни, регулировать их длину по росту школьника.

Чтобы обезопасить ребенка на проезжей части, нужно выбирать ранец со светоотражающими значками на передней стороне рюкзака, по бокам и на ремнях. Стоит отнестись к этому внимательно: тысячи детей становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Если таких значков на рюкзаке нет, следует пришить или приклеить их самим: они имеются в продаже, а иногда их бесплатно раздают школьникам.

Родителям следует обращать внимание на то, чтобы ребенок, собирая портфель, не забыл вынуть из него предметы, которые в этот день ему не понадобятся. Часто ранец или рюкзак существенно утяжеля¬ются за счет игрушек, дисков и прочих приятных детям вещиц. В силу детской психологии ребенок часто кладет в портфель то, чем можно удивить одноклассников. Яркие канцелярские принадлежности только отвлекают детей во время учебы. Первоклассники довольно быстро утомляются, и тогда их внимание переключается на разнообразные точилки, резинки и другие интересные штучки. По мнению психологов, чем дольше ребенку покупают детские "фенечки" для учебы, тем медленнее он взрослеет Бывает, что дети неравнодушны к таким вещам и в б-7-м классе. Конечно, хорошо, когда ребенку нравится то, с чем он идет в школу, и не стоит полностью лишать его приятных мелочей в пенале. Однако родителям нужно помнить, что он идет учиться, и обсудить с ним, что допустимо нести в школу, а что нет.

Советы психолога.

Ваш ребенок идет в школу. Сколько новых забот, тревог, переживаний, связанных с этим событием, и у вас, и у ваших детей.

Начало обучения в школе - один из наиболее важных, но в то же время и сложных моментов в жизни детей, как в социальном, психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности ребенка, но и изменение его социального статуса, появление новых контактов, зарождение новых взаимоотношений, появление новых обязанностей. Это определенный период взросления ребенка. Вся жизнь ребенка начинает подчиняться законам учебной деятельности.

Привыкание ребенка к школе, к новым условиям жизнедеятельности происходит не сразу. Не день и не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, называемый в психологии адаптационным периодом.

Ученые-психологи в настоящий момент выявили, что адаптационный период детей 6-7 лет длится до 8 недель. В соответствии с этим появляются особенные режимные моменты обучения первоклассников.

Как отмечено психологами, адаптация домашних детей, не посещавших детский сад, длится больше, чем у садовских детей. Также медлительные, малообщительные дети гораздо труднее привыкаютк школе.

Но опаснее, если процесс адаптации нарушается или слишком затягивается. Тогда наступает процесс дезадаптации, что ведет к затруднениям в обучении, нервным расстройствам, появлению тревожности у детей, плохому самочувствию, возникновению конфликтов.

Главные причины дезадаптации - отсутствие единства требований со стороны семьи и школы, негативное отношение родителей к школе и учителю, равнодушие к успехам и трудностям ребенка, ограниченность в общении.

Как будет протекать процесс адаптации Вашего ребенка, во многом зависит от Вас.


Особенности адаптации первоклассников.

Психологи выделяют три группы факторов, влияющих на успешность адаптации первоклассников.
 
1 группа - физиологические условия адаптации:
- режим дня первоклассника,
-создание условий для двигательной активности в школе и дома,
-организация рабочего места ребенка в школе и дома,
-предупреждение нарушения зрения и осанки,
-развитие мелкой моторики,
-организация правильного питания в школе и дома,
-наблюдение за состоянием здоровья детей в школе и дома.
 
 
2 группа - психологические условия адаптации:
-создание благоприятного психологического климата в школе и дома,
-воспитание самооценки ребенка,
-интерес к успехам и трудностям ребенка со стороны учителя иродителей,
-единство требований со стороны школы и семьи,
-неформальное общение родителей с ребенком после школьного дня,
-общение членов нового коллектива вне школы,
-недопустимостьнасмешки к неудачам ребенка,
-исключение физических и психологических мер наказания занеудовлетворительные успехи в учебе,
-поощрение ребенка за малейшие успехи.
 
3 группа - социальные условия адаптации:
-создание дома уголка школьника,
-рациональная организация досуга ребенка,
-наделение ребенка посильными обязанностями в школе и дома,
-предоставление определенной самостоятельности ребенку.

И еще рекомендуем Вам обсуждать с ребенком правила, которые помогут ему быстрее адаптироваться в новой социальной среде.

*Не отнимай чужого, но и своего не отдавай.
*Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
*Не дерись без причины.
*Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, этоне стыдно.
*Играй честно, не подводи своих товарищей.
*Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего.
*Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
*Из-за отметок не плачь, будь гордым.
*Не спорь с учителем из-за отметок и не обижайся на него.
*Старайся делать все вовремя и думать о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
*Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
*Старайся быть аккуратным.
*Почаще говори: «Давай дружить! Давай играть вместе!»
*Помни: ты не лучше и не хуже всех– ты – это ты!
 (Советует известный психолог С.Соловейчик).

Уважаемые родители!
      С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html. Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/
 
       Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?
       Стандарт выдвигает три группы требований:
 • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
• Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
 
       Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
      Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
       Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
 
       Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
 
      Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
    Предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.
 
       Что изучается с использованием ИКТ?
 
       Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
       Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
       В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.
        Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.
 
         Что такое информационно-образовательная среда?
 
      Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
 
         Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
 
       Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
       Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
      Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
      Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.