Братство славянских народов

В 7 классе прошел классный час на тему "Братство славянских народов".

Сегодня мы можем услышать мнение, что Россия, Белоруссия и Украина – это совершенно разные страны, культуры, народы. Конечно, можно разделить страны формальными границами, но связи между ними гораздо более крепкие: это связи между семьями, наши родственники живут в разных городах Белоруссии и Украины; мы знаем и любим народные песни; с удовольствием едим традиционные блюда.

Осознание своего общего происхождения, единых корней – характерная черта менталитета трех братских восточнославянских народов. 

Сегодня мы на примерах убедимся, как близки наши культуры. Поговорим о том, почему важно именно сегодня оставаться единым народом, не поддаваться на провокации тех, кто пытается нас разделить. 

Три восточнославянских народа – русские, белорусы, украинцы – всегда ощущали свое историческое и культурное единство. Сегодня на уроке мы увидим примеры общих истоков и взаимопроникновения культур и жизненных ценностей трех братских народов, их нерасторжимого единства в языке, фольклоре и музыке, литературе и живописи. 

Памятники народного творчества: песни, пословицы и поговорки, былины, сказки – объединяют людей разных национальностей общим чувством любви к доброму и прекрасному, внушают уважение к искусству разных народностей, являющемуся результатом вдохновения и труда многих поколений и охватывающему все стороны жизни народов.

Культуры наших народов прочно переплелись и представляют собой неразрывное целое. 
И русские, и белорусские, и украинские школьники изучают древнерусские былины и сказания, народные эпические песни о героических событиях общей истории наших народов XI–XVI веков. 

При раскопках в Новгороде и в ряде других городов России, Белоруссии и Украины были обнаружены грамоты, написанные на берёсте. Даже самые опытные историки не смогут только по тексту различить, откуда эти грамоты. Дело в том, что все они написаны на древнерусском языке - общем предке украинского, русского и белорусского языков. Наши языки и в настоящее время очень созвучны друг другу и значение многих слов интуитивно понятно их носителям. 

Общность языка и культуры нашла отражение и в такой яркой составной части культуры восточнославянских народов, как топонимика (наука о географических названиях, их происхождении и значении). Названия многих городов, рек и других объектов являются живыми свидетелями исторического родства наших народов.
В России есть город Владимир, а на Украине – Владимир-Волынский, Переславль-Залесский в России и Переяслав-Хмельницкий на Украине (люди, переселившиеся из Переяслава-Хмельницкого в земли вятичей, назвали свое поселение в честь родного города), Галич костромской в России и Галич прикарпатский на Украине, Иваново в России и в Белоруссии. О родстве обитателей древнерусских земель говорят также наименования рек, например: владимирский Рпень (Ирпень) с притоком Почайна, название которого идентично названиям рек (гидронимам) Киевской области.

Вопросы для фронтального обсуждения:
Есть ли у наших народов общие страницы истории? 
Всегда ли наши народы жили мирно? 
Какие из последних событий указывают на хрупкость взаимоотношений между странами (политических, экономических, человеческих)?

Как мы видим, история и культура России, Украины и Белоруссии, несмотря на уникальность каждой из них, не просто тесно переплелись в веках, а существенно взаимообогащают и дополняют друг друга. 
Прогуливаясь по нашему городу, слушая музыку, знакомясь с биографиями выдающихся людей, помните, как много нас связывает и как много мы с вами можем сделать, чтобы укрепить единство наших народов, которые сейчас пытаются разделить в ходе информационной войны.

Домашнее задание.
Посмотрите художественный фильм «В бой идут одни «старики», снятый в 1973 году Леонидом Быковым – украинским и советским актером, кинорежиссером и сценаристом. Он был заслуженным артистом РСФСР и народным артистом Украинской ССР.
Как переплелись судьбы героев фильма – представителей разных народов единой страны, противостоящих общему врагу? 
Какие песни, исполненные на разных языках, поддерживали бойцов на фронте борьбы с нацизмом?

Источник: Ильмеников О.В.