Тема: Блокада Ленинграда
Тип урока: классный час
Цель урока: Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда через интерактивные символы памяти.
План урока:
1. Организационная часть — 2-3 мин.
2. Демонстрация тематического
образовательного видеоролика и рефлексия — 10-12 мин.
3. Информационно-образовательный блок о гражданском
подвиге жителей и защитников блокадного Ленинграда, о значении обороны города в
общей Победе в Великой Отечественной — 10-15 мин.
4. Интерактивный блок — 15-20 мин.
5. Завершение урока — 1-2 мин.
1.
Организационная часть
1.
Одной из
самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны стала
блокада Ленинграда. Кольцо окружения вокруг города сомкнулось 8 сентября 1941
г. Завершилась блокада города – 27 января 1944г., когда войска Ленинградского, Волховского и 2-го
Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили
практически всю Ленинградскую область. Тот день стал одним из самых счастливых в жизни сотен тысяч ленинградцев;
одним из самых счастливых — и, одновременно, одним из самых скорбных — потому
что у каждого дожившего до этого праздничного дня за время блокады умер или
родственник, или друг.
Сегодня
этот день отмечается как День воинской славы России – День полного освобождения
Ленинграда от фашистской блокады. Современное название памятной даты было
установлено законом, подписанном президентом Владимиром Путиным
1 декабря 2014 года.
2.
Вспоминая
сегодня подвиг ленинградцев и защитников города, мы обращаемся к символу
блокадного Ленинграда - небольшому кусочку хлеба - 125 грамм. Именно такая
самая минимальная норма выдачи хлеба была установлена в самый трудный период
блокады - зимой 1941/1942 г. Минимальная дневная норма хлеба, продержалась с 20
ноября по 25 декабря 1941 года. – 125 грамм.
Снижение
нормы хлеба послужило тому, что многие жители города не смогли пережить этот
период. Не имея никаких продовольственных запасов, люди были обречены на
смерть. Ведь, кроме заветных 125 г блокадного хлеба, у них ничего не было.
Только с наступлением морозов, крепких, под «минус 40», когда по льду
Ладожского озера была проложена автомобильная трасса – легендарная «Дорога
жизни», стало чуть легче, и с конца января 1942-го года пайки начали понемногу
увеличивать.
Рецептура
хлеба в первую блокадную зиму: с конца 1941 до начала 1942 года менялась
практически ежедневно. Всё зависело от того сырья, что имелось в наличии на
заводах. Вместо ржаной обойной муки в хлеб клали овсяную, ячменную, кукурузную
и соевую муку, мучную пыль, лузгу, рисовую мучку, отруби и соевый шрот. Иногда
эти ингредиенты могли применяться одновременно – по пять-шесть добавок.
Блокадный
хлеб на 50 (пятьдесят) процентов состоял из несъедобных примесей, заменявших
муку:
-
пищевая
целлюлоза – 10 %,
-
жмых
(остатки после отжима растительного масла из семян масличных культур: подсолнечника,
рапса, льна) –10 %,
-
обойная
пыль – 2 %,
-
выбойки
из мешков – 2 %,
-
хвоя – 1
%,
-
ржаная
мука – 75 %.
Использовалась
также коревая мука (от слова – «корка»). Когда в Ладоге тонули машины, везшие
муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями
на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то
количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании
превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и
перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других
малосъедобных добавок в хлебе.
В
конце 1941 года, когда поступление продовольствия в город полностью
прекратилось, специалисты начали искать заменители муки среди непищевого сырья.
В хлеб стали добавлять гидроцеллюлозу – древесину коры дерева, сосновый луб,
прошедшие обработку химическим путем.
2.
3. Демонстрация тематического
образовательного видеоролика
Учащимся предлагается посмотреть видеоролик,
подготовленный на основе рассказов жителей блокадного Ленинграда.
Видеоролик доступен по ссылке: https://vk.com/video-81675082_456239576.
После
просмотра видеоролика предлагается провести с учащимися рефлексию, цель которой
– сосредоточить внимание учащихся на важнейших оценках и эмоциональной стороне
восприятия и памяти о блокаде Ленинграда.
Примерные
вопросы для обсуждения:
-
Что вам
запомнилось из этого сюжета?
-
Что
показалось вам удивительным?
-
Как вы
думаете, о чём это говорит?
-
О каких
качествах ленинградцев это говорит?
-
4.
Информационно-образовательный блок
о гражданском подвиге жителей и защитников блокадного
Ленинграда,
о значении обороны города в общей Победе в Великой Отечественной
1.
Блокада Ленинграда
была спланированной акцией немецкого командования. Судьба города была решена до
начала войны. Еще в начале мая 1941 г. в Берлине состоялось заседание
возглавляемого Г. Герингом экономического штаба «Ольденбург», на котором
обсуждались задачи экономического освоения оккупированных советских территорий.
Руководство Германии интересовали лишь черноземных районов СССР, которые должны
были обеспечивать продовольствием нацистскую армию и Германию. Участь населения
нечерноземных земель была для нацистов очевидна.
Из материалов Нюрнбергского процесса: «Выделение
черноземных областей должно обеспечить для нас при любых обстоятельствах
наличие более или менее значительных излишков в этих областях. Как следствие –
прекращение снабжение всей лесной зоны, включая крупные индустриальные центры –
Москву и Петербург… Несколько десятков миллионов человек на этой территории
станут лишними и умрут…» (Нюрнбергский процесс: Сборник материалов. Т. 4. С.
279 – 282.).
Такие взгляды полностью соответствовали
политики нацисткой Германии в отношении СССР. Рейхсфюрер СС Гиммлер 12 июня
1941 г., выступая перед высшими чинам СС, заявил: «целью похода на Россию
является сокращение числа славян на 30 миллионов человек» (Нюрнбергский
процесс. Т. 5. С. 267 – 270).
Уже 8 июля 1941 г., на семнадцатый день
войны в дневнике начальника германского Генштаба генерала Франца Гальдера
появилась очень характерная запись: «...Непоколебимо решение фюрера сровнять
Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих
городов, которое в противном случае мы потом вынуждены будем кормить в течение
зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не
следует использовать танки. Это будет «народное бедствие, которое лишит центров
не только большевизм, но и московитов (русских) вообще» (См.: Verbrechen der
Wehrmacht. Dimensionen des Vernichtungskrieges 1941-1944. Ausstellungskatalog.
Hamburg, 2002. S. 309)
Планы Гитлера вскоре получили свое
воплощение в официальных директивах германского командования. 28 августа 1941
г. генерал Гальдер подписал приказ верховного командования сухопутных сил
вермахта группе армий «Север» о блокаде Ленинграда: «...на основании директив
верховного главнокомандования приказываю:
1. Блокировать город Ленинград кольцом, как
можно ближе к самому городу, чтобы сэкономить наши силы. Требований о
капитуляции не выдвигать.
2. Для того, чтобы город, как последний
центр красного сопротивления на Балтике, был как можно быстрее уничтожен без
больших жертв с нашей стороны, запрещается штурмовать город силами пехоты.
После поражения ПВО и истребительной авиации противника, его оборонительные и
жизненные способности следует сломить путем разрушения водопроводных станций,
складов, источников электроснабжения и силовых установок. Военные сооружения и
способность противника к обороне нужно подавить пожарами и артиллерийским
огнем. Каждую попытку населения выйти наружу через войска окружения следует
предотвращать, при необходимости - с применением оружия...» (См.: Там же)
Как видим, согласно директивам германского
командования, блокада должна была направлена именно против гражданского
населения Ленинграда. Ни город, ни его жители нацистам были не нужны. Поэтому
выстоять блокаду означало хоть какую-то надежду на жизнь.
2.
Ленинград
не был умирающим городом, он работал и сражался, выпуская необходимую для
фронта и тыла продукцию в тяжелейших условиях.
В
блокадном городе выпускалось более 150 наименований основных видов вооружения,
боеприпасов, инженерного имущества и средств связи. Производившиеся в
Ленинграде артиллерийские системы направлялись не только на Балтийский, но и на
Черноморский и Северный флоты. (Статистические
данные об участии блокадного Ленинграда в выпуске военной продукции см. интернет-проект
«Ленинград в осаде. Архивные документы Второй мировой войны» http://blockade.spbarchives.ru/associate.html).
3.
Руководство
советской страны, сами ленинградцы делали все возможное и невозможное, чтобы
решить вопросы жизнеобеспечения города и помощи населению.
Уже 12 ноября на тонкий ладожский лед вышли
первые разведчики из числа гидрографов Балтийского флота, которые под
руководством Михаила Казанского начали исследование скорости и характера
намерзания ледяного покрова у южного берега озера, там, где расстояние между
ленинградским берегом и Большой землей было наименьшим. А уже на следующий
день, 13 ноября, начальник службы тыла Ленинградского фронта генерал-майор
Феофан Логунов подписал приказ «Об организации постройки ледяной дороги по
водной трассе мыс Осиновец — маяк Кареджи». Эта трасса вошла в историю
блокадного Ленинграда как «Дорога жизни».
По «Дороге жизни» через Ладожское озеро
осуществлялась связь с Большой Землей: эвакуация населения и промышленного
оборудования, доставка в Ленинграде продовольствия, топлива, боеприпасов,
вооружения и людских пополнений для войск.
4.
Блокада
Ленинграда – это не локальная история одного города. Она звучным эхом
отозвалась в сердцах всего советского народа.
Помощь других городов, трудовых
коллективов, воинских формирований заключалась и в сборе средств, и в
формировании посылок с необходимыми вещами, и в приюте эвакуированных
ленинградских детей. Для государственного централизованного снабжения и помощи
Ленинграда были выделены определенные области, края и республики. Блокада
Ленинграда, страдания его жителей - стали болью всего советского народа.
5.
Вклад Чувашии.
Сегодня мы также поговорим
и об участии жителей нашей республики и города
Чебоксары в оказание помощи жителям
блокадного Ленинграда. За годы Великой Отечественной войны Чувашия по
данным Совнаркома Чувашской АССР на 1 июля 1943 г., в приняла из прифронтовой полосы (из Украины,
Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии, Карелии, областей России) 70 900 человек
эвакуированных граждан, включая 8365 человек из Ленинградской области и 3907 из
Ленинграда. В августе 1943 г. из детских домов города на Неве прибыли еще около
400 детей в возрасте от 1,5 до 14 лет.
Первый эшелон с эвакуированным из Ленингада
населением в Чувашскую АССР прибыл 1 июля 1941 г. Трудящиеся Чувашии приняли
эвакуированных как дорогих гостей, старались помочь им во всем, окружали
вниманием и заботой, чтобы на новом месте не чувствовали себя одинокими.
Правительство и
народ Чувашии, несмотря на тяжелые жизненные условия и нехватку самого
необходимого для местного населения, многое делали для эвакуированных. Уже 26
июня 1941 г. была создана правительственная комиссия по их приему и устройству,
обеспечению жильем, питанием, одеждой, работой и учебой. Совнарком и Минпрос
ЧАССР, местные органы власти постоянно держали эти вопросы под контролем. Для
маленьких ленинградцев в 1943 г. были открыты детские дома в селах Ишаки
Ишлейского района, Явлеи Алатырского района, Алдиарово Янтиковского района,
поселках Ибреси Ибресинского района и Кугеси Чебоксарского района, деревне
Каршлыхи Моргаушского района и городе
Шумерля. В них часто проводились обследования,
ревизии, по результатам которых принимались экстренные меры.
Воспитанники детдомов,
достигшие 16-летнего возраста, получали работу на Чебоксарской хлопчатобумажной
фабрике, комбинате имени Водопьянова и других предприятиях Чувашии, посылались
на учебу в ремесленные училища, школы ФЗО.
В
Чувашию в годы войны эвакуировали 28 предприятий. Почти половина была размещена
в Чебоксарах, самые крупные — электромеханический завод из Харькова и
«Электрик» из Ленинграда. Также в числе передислоцированных предприятий, в
частности, типографии «Печатный двор» и имени Евгении Соколовой из Ленинграда.
На
территории Чувашии не было военных действий, но народ республики понимал, что
исход войны решается не только на поле боя, но и в тылу врага.
1.
Организационная часть
1.
Одной из
самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны стала
блокада Ленинграда. Кольцо окружения вокруг города сомкнулось 8 сентября 1941
г. Завершилась блокада города – 27 января 1944г., когда войска Ленинградского, Волховского и 2-го
Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили
практически всю Ленинградскую область. Тот день стал одним из самых счастливых в жизни сотен тысяч ленинградцев;
одним из самых счастливых — и, одновременно, одним из самых скорбных — потому
что у каждого дожившего до этого праздничного дня за время блокады умер или
родственник, или друг.
Сегодня
этот день отмечается как День воинской славы России – День полного освобождения
Ленинграда от фашистской блокады. Современное название памятной даты было
установлено законом, подписанном президентом Владимиром Путиным
1 декабря 2014 года.
2.
Вспоминая
сегодня подвиг ленинградцев и защитников города, мы обращаемся к символу
блокадного Ленинграда - небольшому кусочку хлеба - 125 грамм. Именно такая
самая минимальная норма выдачи хлеба была установлена в самый трудный период
блокады - зимой 1941/1942 г. Минимальная дневная норма хлеба, продержалась с 20
ноября по 25 декабря 1941 года. – 125 грамм.
Снижение
нормы хлеба послужило тому, что многие жители города не смогли пережить этот
период. Не имея никаких продовольственных запасов, люди были обречены на
смерть. Ведь, кроме заветных 125 г блокадного хлеба, у них ничего не было.
Только с наступлением морозов, крепких, под «минус 40», когда по льду
Ладожского озера была проложена автомобильная трасса – легендарная «Дорога
жизни», стало чуть легче, и с конца января 1942-го года пайки начали понемногу
увеличивать.
Рецептура
хлеба в первую блокадную зиму: с конца 1941 до начала 1942 года менялась
практически ежедневно. Всё зависело от того сырья, что имелось в наличии на
заводах. Вместо ржаной обойной муки в хлеб клали овсяную, ячменную, кукурузную
и соевую муку, мучную пыль, лузгу, рисовую мучку, отруби и соевый шрот. Иногда
эти ингредиенты могли применяться одновременно – по пять-шесть добавок.
Блокадный
хлеб на 50 (пятьдесят) процентов состоял из несъедобных примесей, заменявших
муку:
-
пищевая
целлюлоза – 10 %,
-
жмых
(остатки после отжима растительного масла из семян масличных культур: подсолнечника,
рапса, льна) –10 %,
-
обойная
пыль – 2 %,
-
выбойки
из мешков – 2 %,
-
хвоя – 1
%,
-
ржаная
мука – 75 %.
Использовалась
также коревая мука (от слова – «корка»). Когда в Ладоге тонули машины, везшие
муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями
на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то
количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании
превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и
перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других
малосъедобных добавок в хлебе.
В
конце 1941 года, когда поступление продовольствия в город полностью
прекратилось, специалисты начали искать заменители муки среди непищевого сырья.
В хлеб стали добавлять гидроцеллюлозу – древесину коры дерева, сосновый луб,
прошедшие обработку химическим путем.
2.
3. Демонстрация тематического
образовательного видеоролика
Учащимся предлагается посмотреть видеоролик, подготовленный на основе рассказов жителей блокадного Ленинграда.
Видеоролик доступен по ссылке: https://vk.com/video-81675082_456239576.
После
просмотра видеоролика предлагается провести с учащимися рефлексию, цель которой
– сосредоточить внимание учащихся на важнейших оценках и эмоциональной стороне
восприятия и памяти о блокаде Ленинграда.
Примерные
вопросы для обсуждения:
-
Что вам
запомнилось из этого сюжета?
-
Что
показалось вам удивительным?
-
Как вы
думаете, о чём это говорит?
-
О каких
качествах ленинградцев это говорит?
-
4.
Информационно-образовательный блок
о гражданском подвиге жителей и защитников блокадного
Ленинграда,
о значении обороны города в общей Победе в Великой Отечественной
1.
Блокада Ленинграда
была спланированной акцией немецкого командования. Судьба города была решена до
начала войны. Еще в начале мая 1941 г. в Берлине состоялось заседание
возглавляемого Г. Герингом экономического штаба «Ольденбург», на котором
обсуждались задачи экономического освоения оккупированных советских территорий.
Руководство Германии интересовали лишь черноземных районов СССР, которые должны
были обеспечивать продовольствием нацистскую армию и Германию. Участь населения
нечерноземных земель была для нацистов очевидна.
Из материалов Нюрнбергского процесса: «Выделение
черноземных областей должно обеспечить для нас при любых обстоятельствах
наличие более или менее значительных излишков в этих областях. Как следствие –
прекращение снабжение всей лесной зоны, включая крупные индустриальные центры –
Москву и Петербург… Несколько десятков миллионов человек на этой территории
станут лишними и умрут…» (Нюрнбергский процесс: Сборник материалов. Т. 4. С.
279 – 282.).
Такие взгляды полностью соответствовали
политики нацисткой Германии в отношении СССР. Рейхсфюрер СС Гиммлер 12 июня
1941 г., выступая перед высшими чинам СС, заявил: «целью похода на Россию
является сокращение числа славян на 30 миллионов человек» (Нюрнбергский
процесс. Т. 5. С. 267 – 270).
Уже 8 июля 1941 г., на семнадцатый день
войны в дневнике начальника германского Генштаба генерала Франца Гальдера
появилась очень характерная запись: «...Непоколебимо решение фюрера сровнять
Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих
городов, которое в противном случае мы потом вынуждены будем кормить в течение
зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не
следует использовать танки. Это будет «народное бедствие, которое лишит центров
не только большевизм, но и московитов (русских) вообще» (См.: Verbrechen der
Wehrmacht. Dimensionen des Vernichtungskrieges 1941-1944. Ausstellungskatalog.
Hamburg, 2002. S. 309)
Планы Гитлера вскоре получили свое
воплощение в официальных директивах германского командования. 28 августа 1941
г. генерал Гальдер подписал приказ верховного командования сухопутных сил
вермахта группе армий «Север» о блокаде Ленинграда: «...на основании директив
верховного главнокомандования приказываю:
1. Блокировать город Ленинград кольцом, как
можно ближе к самому городу, чтобы сэкономить наши силы. Требований о
капитуляции не выдвигать.
2. Для того, чтобы город, как последний
центр красного сопротивления на Балтике, был как можно быстрее уничтожен без
больших жертв с нашей стороны, запрещается штурмовать город силами пехоты.
После поражения ПВО и истребительной авиации противника, его оборонительные и
жизненные способности следует сломить путем разрушения водопроводных станций,
складов, источников электроснабжения и силовых установок. Военные сооружения и
способность противника к обороне нужно подавить пожарами и артиллерийским
огнем. Каждую попытку населения выйти наружу через войска окружения следует
предотвращать, при необходимости - с применением оружия...» (См.: Там же)
Как видим, согласно директивам германского
командования, блокада должна была направлена именно против гражданского
населения Ленинграда. Ни город, ни его жители нацистам были не нужны. Поэтому
выстоять блокаду означало хоть какую-то надежду на жизнь.
2.
Ленинград
не был умирающим городом, он работал и сражался, выпуская необходимую для
фронта и тыла продукцию в тяжелейших условиях.
В
блокадном городе выпускалось более 150 наименований основных видов вооружения,
боеприпасов, инженерного имущества и средств связи. Производившиеся в
Ленинграде артиллерийские системы направлялись не только на Балтийский, но и на
Черноморский и Северный флоты. (Статистические
данные об участии блокадного Ленинграда в выпуске военной продукции см. интернет-проект
«Ленинград в осаде. Архивные документы Второй мировой войны» http://blockade.spbarchives.ru/associate.html).
3.
Руководство
советской страны, сами ленинградцы делали все возможное и невозможное, чтобы
решить вопросы жизнеобеспечения города и помощи населению.
Уже 12 ноября на тонкий ладожский лед вышли
первые разведчики из числа гидрографов Балтийского флота, которые под
руководством Михаила Казанского начали исследование скорости и характера
намерзания ледяного покрова у южного берега озера, там, где расстояние между
ленинградским берегом и Большой землей было наименьшим. А уже на следующий
день, 13 ноября, начальник службы тыла Ленинградского фронта генерал-майор
Феофан Логунов подписал приказ «Об организации постройки ледяной дороги по
водной трассе мыс Осиновец — маяк Кареджи». Эта трасса вошла в историю
блокадного Ленинграда как «Дорога жизни».
По «Дороге жизни» через Ладожское озеро
осуществлялась связь с Большой Землей: эвакуация населения и промышленного
оборудования, доставка в Ленинграде продовольствия, топлива, боеприпасов,
вооружения и людских пополнений для войск.
4.
Блокада
Ленинграда – это не локальная история одного города. Она звучным эхом
отозвалась в сердцах всего советского народа.
Помощь других городов, трудовых
коллективов, воинских формирований заключалась и в сборе средств, и в
формировании посылок с необходимыми вещами, и в приюте эвакуированных
ленинградских детей. Для государственного централизованного снабжения и помощи
Ленинграда были выделены определенные области, края и республики. Блокада
Ленинграда, страдания его жителей - стали болью всего советского народа.
5.
Вклад Чувашии.
Сегодня мы также поговорим
и об участии жителей нашей республики и города
Чебоксары в оказание помощи жителям
блокадного Ленинграда. За годы Великой Отечественной войны Чувашия по
данным Совнаркома Чувашской АССР на 1 июля 1943 г., в приняла из прифронтовой полосы (из Украины,
Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии, Карелии, областей России) 70 900 человек
эвакуированных граждан, включая 8365 человек из Ленинградской области и 3907 из
Ленинграда. В августе 1943 г. из детских домов города на Неве прибыли еще около
400 детей в возрасте от 1,5 до 14 лет.
Первый эшелон с эвакуированным из Ленингада
населением в Чувашскую АССР прибыл 1 июля 1941 г. Трудящиеся Чувашии приняли
эвакуированных как дорогих гостей, старались помочь им во всем, окружали
вниманием и заботой, чтобы на новом месте не чувствовали себя одинокими.
Правительство и народ Чувашии, несмотря на тяжелые жизненные условия и нехватку самого необходимого для местного населения, многое делали для эвакуированных. Уже 26 июня 1941 г. была создана правительственная комиссия по их приему и устройству, обеспечению жильем, питанием, одеждой, работой и учебой. Совнарком и Минпрос ЧАССР, местные органы власти постоянно держали эти вопросы под контролем. Для маленьких ленинградцев в 1943 г. были открыты детские дома в селах Ишаки Ишлейского района, Явлеи Алатырского района, Алдиарово Янтиковского района, поселках Ибреси Ибресинского района и Кугеси Чебоксарского района, деревне Каршлыхи Моргаушского района и городе Шумерля. В них часто проводились обследования, ревизии, по результатам которых принимались экстренные меры.
Воспитанники детдомов,
достигшие 16-летнего возраста, получали работу на Чебоксарской хлопчатобумажной
фабрике, комбинате имени Водопьянова и других предприятиях Чувашии, посылались
на учебу в ремесленные училища, школы ФЗО.
В
Чувашию в годы войны эвакуировали 28 предприятий. Почти половина была размещена
в Чебоксарах, самые крупные — электромеханический завод из Харькова и
«Электрик» из Ленинграда. Также в числе передислоцированных предприятий, в
частности, типографии «Печатный двор» и имени Евгении Соколовой из Ленинграда.
На территории Чувашии не было военных действий, но народ республики понимал, что исход войны решается не только на поле боя, но и в тылу врага.