В 9 классе прошел классный час на тему «Семь чудес России. Собор Василия Блаженного»
Цели: углубить знания детей об истории российской культуры; формировать положительное отношение к таким качествам, как любознательность, пытливость; способствовать формированию эстетического чувства; воспитывать уважение к памятникам отечественной культуры и искусства, воспитывать художественный вкус; побуждать детей к расширению своего кругозора, к изучению культуры России, посещению художественных выставок.
В древнем мире было семь Чудес света: Александрийский маяк, египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, Галикарнасский мавзолей, статуя Зевса Олимпийского, Колосс Родосский, храм Артемиды Эфесской.
Но это чудеса давно минувших дней. Недавно в Европе были объявлены «Семь новых чудес света». Это Великая Китайская стена (Китай); статуя Христа в Рио-де-Жанейро (Бразилия); скальный город Петра (Иордания); город индейцев Мачу- Пикчу (Перу); пирамида майя в городе Чичен-Ица (Мексика); римский Колизей (Италия); мавзолей Тадж-Махал (Индия). Журнал «Всемирный следопыт» решил найти «Семь чудес России». Сначала по звонкам из всех регионов страны был составлен список из 100 достопримечательностей, потом экспертный совет отобрал из них 21 объект. В этот список вошел Ансамбль Красной площади с храмом Василия Блаженного (Покровский собор) и Московский Кремль
Собор Василия Блаженного - одна из самых известных российских достопримечательностей. Многие иностранцы говорят, что он стал символом России, таким же, как Эйфелева башня для Франции, статуя Свободы для США, Биг Бен для Англии. Многие называют этот собор одним из российских чудес. Чудесно само это сооружение, чудесна история его создания, полна чудес и жизнь святого, имя которого носит этот собор. Чудесные истории и легенды этого храма - тема нашей экскурсии.
В 1554 г. в память о победоносном походе на Казань в Москве по повелению Ивана Грозного начали возводить каменный собор Покрова Богородицы. Храм в народе именовался Покрова на Рву, т. к. возводился рядом с глубоким рвом, проходившим вдоль восточной стены Кремля. Позднее в одном из пределов храма был похоронен юродивый Василий Блаженный, благодаря которому собор приобрел свое новое название. Существует легенда об авторах и создателях собора.
Авторами собора летопись называет русских зодчих - Постника и Барму. Согласно легенде, Иван Грозный был так восхищен красотой собора, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить такого красивого храма. Правда, некоторые современные историки опровергают эту легенду, т. к. архитектор Постник был автором других, более поздних сооружений.
Собор Василия Блаженного - это симметричный ансамбль из 8 церквей, окружающих девятый - самый высокий храм, увенчанный шатром. Все церкви соединены между собой переходами. Каждая церковь увенчана луковичным куполом, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Купола украшены карнизами, кокошниками, окнами, нишами. Каждая из 8 церквей носит имя святого, в чей день произошло то или иное важное событие казанских походов Ивана Грозного. Центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери - именно в этот день Казань была взята приступом. До конца XVII в., пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве.
После революции, во времена безбожия, собор был закрыт, с него сняли колокола, а храм стал музеем. Только в 1991 г. в храме возобновились нерегулярные богослужения. В настоящее время собор Василия Блаженного является филиалом Государственного исторического музея. В музее есть богатая коллекция икон и фресок XVI—XIX веков, одна из самых богатых коллекций колоколов, интересная коллекция оружия времен Ивана Грозного. Перед храмом установлен бронзовый Памятник Минину и Пожарскому. В Санкт-Петербурге находится храм-двойник, напоминающий собор Василия Блаженного - храм Воскресения Христова, который еще называют «Спас на крови».
Собор носит имя Василия Блаженного. Что же это был за человек? Любимец всей Москвы, человек, перед которым трепетал и которого уважал даже сам царь Иван Грозный. Даты его жизни весьма точно указаны учеными: дата рождения - декабрь 1468 г., а дата кончины -15 августа (2 августа по ст. ст.) 1557 г. Так что со дня рождения Василия Блаженного прошло уже полтысячелетия, а народ до сих пор хранит память о нем. Его жизнь полна чудесных историй, описанных многими древними авторами.
Согласно легенде, святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в семье бедных крестьян. Как только мальчик подрос, его отдали в учение к сапожнику. Сапожник первым и заметил, что ученик его - необыкновенный человек. Однажды к ним в мастерскую зашел купец, попросил сшить такие сапоги, чтобы за весь год не сносить. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». На недоуменный вопрос мастера ученик ответил, что заказчик не обует сапоги, вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.
В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.
Один купец задумал построить в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» - спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.
Блаженный Василий старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Чаще всего его можно было увидеть у Варварских ворот в башне Китай-города, в которой содержались особо отличившиеся пьяницы. Он беседовал с ними и многих исправлял, а место то стали называть Васильевым лужком. Проходя мимо домов, где люди предавались пьянству и разврату, целовал углы этих домов, а углы жилищ, в которых обитали благочестивые люди, забрасывал камнями. Объяснял же такое свое поведение тем, что по углам домов, где живут добропорядочные христиане, толпятся бесы, а возле домов, где творится бесчинство, стоят, не решаясь войти внутрь, ангелы. «Не углы целую, а ангелов. Не углы побиваю каменьями, а бесов».
Не раз спасал Василий Блаженный Москву от нашествия врагов. В 1521 г. напал на Москву хан Ахмет-Гирей, уже и предместье сжег. Но юродивый Василий так горестно и слезно молился в Успенском соборе, что произошло чудо: хану вдруг померещилось огромное воинство, выходящее из Кремля, и он в ужасе отступил от Москвы.
Царь Иван Грозный любил Василия Блаженного, часто звал его к своему застолью, и тот иногда соглашался. Однажды во время такого ужина Василий закричал: - Пожар! Пожар! И стал в окно выплескивать вино из кубков. Но гости царя не видели в Москве никакого пожара. Тогда Василий пояснил, что пожар не в Москве, а в Новгороде, и он уже его потушил. Вскоре приезжают из Новгорода люди и рассказывают, что и впрямь случился пожар, стал сильно разгораться, но внезапно откуда-то появился странный человек, принялся заливать пламя водой из ведер и быстро все потушил. Когда позвали Василия, новгородцы сразу узнали в нем того человека, который потушил пожар. 72 года провел в юродстве Василий Блаженный и умер 88 лет от роду. Во время погребения сам царь нес гроб с телом усопшего. Князья, помогая ему, сменялись, а он - нет. Похоронили Василия Блаженного у Троицкой церкви, на территории Покровского собора, который стали называть собором Василия Блаженного. И само место между храмом и Москвой-рекой вскоре окрестили Васильевским спуском. И большинство людей при имени Василия Блаженного прежде всего воображают себе не сухонького обнаженного старца, а огромный и величественный собор, самый необычный из всех русских храмов.
450 лет стоит собор Василия Блаженного в самом сердце страны, на Красной площади в Москве. Пережил и пожары, и наполеоновское нашествие, и безбожие сталинских времен, когда разрушались и взрывались храмы по всей стране. Пережил и Великую Отечественную, когда на Москву обрушились немецкие бомбы. Само сохранение этого собора - чудо из чудес. Не один раз храм оказывался на краю гибели, и каждый раз оставался цел. Верующие люди объясняют это чудо Промыслом Божьим.
Рассказывают, что Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, но по техническим причинам не мог этого сделать. Тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались помешать этому... Но внезапно хлынул проливной дождь, который загасил фитили и предотвратил взрыв.
После революции храм едва не стал жертвой большевистского безбожия. В сентябре 1918 г. большевики расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. Храм вновь спасло чудо. В 1936 г. Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает Демонстрациям и машинам. «А если бы его - р-раз!..» - и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!..».
Снос храма остановило в первую очередь личное мужество архитектора П.Д. Барановского - мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму правительству. Ходили слухи о том, что Барановский на коленях умолял высоких чиновников не разрушать храм, и это подействовало. Сталина действительно что-то остановило - решение о сносе было отменено.
Соборы, храмы, парки, дворцы - это памятники истории и культуры. В XX в. в нашей стране относились к этим памятникам по-варварски и многие из них разрушили. Некоторые памятники были сознательно уничтожены. В последние годы мы видим, что строятся новые храмы, восстанавливаются и реставрируются старые. Это говорит о том, что Россия возрождается, поднимается с колен, обретает утраченную историю, возвращает отвергнутые святыни. Вместе со святынями возвращается и утраченное достоинство народа, его национальная гордость. Поэтому и появляются такие проекты, как «Семь чудес России». Это стремление показать самим себе, что у нас тоже есть чем гордиться.