Я утверждаю себя.

       Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать,

спокойно отвечать и перестать говорить,

когда нечего больше сказать.

И. Лафатер, швейцарский мыслитель XVIII в.

В 8 классе состоялся классный час, посвященный проблеме самоутверждения в подростковом возрасте. По наблюдениям психологов и педагогов, в 13-14 лет очень значимым для подростка становится самоутверждение. Основным способом самоутверждения в этом возрасте становится общение. Именно в общении реализуется потребность подростков самоутвердиться в коллективе, занять в нем достойное место. Но, к сожалению, 60% подростков выбирают негативные способы самоутверждения: словесные оскорбления, насилие, посягательство на чужую собственность, вандализм и т. п. В связи с этим актуальной становится задача обучения детей положительным формам самоутверждения, развития способности противостоять аморальности общества.

 

Цели: дать представление о правильном, положительном самоутверждении личности в различных сферах; ознакомить с понятиями «самоутверждение», «достоинство», «честь», «авторитет» лидерство»; формировать позитивное отношение к себе, чувство собственного достоинства; побуждать к активному положительному самопроявлению и самовыражению.

 

Человек - существо общественное, проявить себя как личность он может только в общении с другими людьми. Какие способы для самоутверждения можно найти?

- Ум, знания, научные достижения.

- Модная одежда, прическа, машина, вилла, путешествия.

- Спортивные успехи, победы.

- Художественные таланты.

- Красивая внешность, фигура.

- Аккуратность, воспитанность.

- Нравственные качества: честность, порядочность, доброта.

- Профессиональные достижения - лучший в своей профессии.

Это - положительные способы самоутверждения, но статистика говорит о том, что есть и отрицательные способы, и их нередко избирают подростки:

- Курение, наркомания, алкоголизм.

- Грубость, хамство, нахальство, насилие.

- Драки, воровство, конфликты с законом.

Вот так получается, одни утверждают себя в ярких, красивых, хороших делах, а другие - в низких поступках, которые ведут к гибели. Почему же так получается?

На самом деле человек утверждает себя не только своими достижениями, а каждым своим поступком. Психологи различают три способа самоутверждения.

Многие психологи считают, что каждый человек в различных ситуациях может выбрать разные способы самоутверждения. Но какой-то один из способов будет для него наиболее характерным. И лучший из них - это конструктивное самоутверждение.

В психологической литературе приводятся примеры ситуаций в которых можно проявить конструктивное самоутверждение:

-  умение отказывать в просьбе;

- умение попросить о помощи;

- выражение негативных чувств и мыслей (критика, недовольство, гнев);

- выражение положительных чувств (радости, сочувствия).

На классном часе учащиеся  пришли к выводу, что конструктивно утверждать себя может не каждый. Страх насмешек, боязнь показаться глупыми, неумными заставляют нас часто выбирать пассивную позицию, идти на поводу у других и вместе с тем постоянно чувствовать внутреннее недовольство, оттого что не смогли отстоять себя. В эпиграфе нашего классного часа содержится правило конструктивного самоутверждения: разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и не говорить лишнего.