Каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше.
Психологическая подготовка и поддержка ребенка со стороны семьи – важнейшая составляющая его успеха на экзаменах.
Психофизиологическая помощь родителей:
• Соблюдать режим дня:
не заниматься по ночам – заканчивать занятия не позже 22:00;
перед сном - около часа отдыха и переключение внимания на другую деятельность;
сон не меньше 8-ми часов.
• Оптимально заниматься периодами по 1-1,5 ч. с получасовыми перерывами с применением в них приемов переключения внимания.
• Домашняя физиотерапия: прохладный или контрастный душ с утра; вечером – успокаивающие теплые ванны (хвойные, ароматизированные); массаж головы и шейно-воротниковой зоны (утром – интенсивный, стимулирующий, вечером – слабыми прикосновениями, успокаивающий).
• На время подготовки к ОГЭ лучше исключить работу в Интернете, если этого не требует сама подготовка.
Для подростков с низкой переносимостью стрессов необходимо:
- Удлинение сна до 9-10 часов в сутки, можно с выделением из него 2-3 часов дневного сна.
- Учащение физического контакта с ребенком – обниманий и ласки.
- Приготовление ребенку его любимых блюд.
- Получение у врача (детского невропатолога) лечения, укрепляющего и успокаивающего нервную систему ребенка (современное успокаивающее лечение не только не тормозит нервную систему, а, наоборот, способно стимулировать интеллект и работоспособность). Начинать лечение следует за 1-3 месяца до ОГЭ.
Элементы семейной психотерапии
- Более частый контакт родителей с ребенком – в перерывах между его занятиями, за совместной едой, вечером перед сном.
- Совместное и ежедневное подведение позитивных итогов дня – вечерами за чаем родители могут рассказывать ребенку, что самого успешного было у них за день, и попросить ребенка рассказать о своих успехах в подготовке к экзамену.
- Совместные с ребенком воспоминания о прошлых успехах в сдаче экзаменов.
Стиль общения с ребенком – оптимистический, задорный, с юмором.
• Понимание и поддержка, любовь и вера в силы своего ребенка.
• Отказ от упреков, доверие ребенку.
• Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только музыка должна быть без слов.
• Определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» - основная подготовка проводится днем, если «сова» - вечером.
• Проведите репетицию письменного экзамена (ОГЭ). Установите продолжительность экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.
• Занятия с репетиторами (при необходимости, возможности и только при ЖЕЛАНИИ ребенка).
Приемы переключения внимания:
• Прослушивание успокаивающей музыки.
• Чтение книг или просмотр фильмов – приключения, юмор.
• Легкая гимнастика под бодрящую музыку.
• Непродолжительное общение с друзьями по телефону.
• Аутогенная тренировка (аутотренинг). Классический аутотренинг: самовнушение в положении лежа или полулежа расслабления в руках и ногах; затем – теплоты и тяжести в них; затем – ровного и спокойного дыхания, а на этом фоне – внушение успокоения и готовности к успеху; наконец – произнесение формул бодрости и выхода из сеанса аутотренинга
О ПИТАНИИ:
Питание должно быть регулярным, полноценным, с витаминами:
- МОРКОВЬ (она участвует в процессе обновления клеток) способствует лучшему запоминанию;
- ЛУК – лучшее средство от перенапряжения и психической усталости. Половина луковицы в день – усталости нет.
- ОРЕХИ – укрепляют нервы – средство для выносливости;
- БАНАНЫ, КЛУБНИКА, ОСТРЫЙ ПЕРЕЦ – помогут снять стресс и улучшить настроение;
- КАПУСТА – от нервозности. Надо съесть перед экзаменом
- ЛИМОН – освежает и человека и знания;
- ЧЕРНИКА – улучшает кровообращение мозга;
- МОРСКАЯ РЫБА – питание для клеток мозга;
- МЯСО и РЫБА – стимулируют работу мозга.
НЕОБХОДИМО пить воду (но не сладкую газированную)
ВАЖНО ЗНАТЬ:
Отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления.
Необходимо, чтобы выпускник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), так как нервная система перед экзаменом и так на взводе.
Не имеет смысла попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио.
ЭКЗАМЕН – это не только проверка знаний, но и проверка стрессоустойчивости подростка.
Оценка (количество баллов) ОГЭ не имеет фатального значения.
Тревога — это весьма энергоемкое занятие.Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность.
Не стоит пугать подростка предстоящим экзаменом – это усугубит положение
Вечером накануне экзамена подросток должен раньше прекратить подготовку, сходить на прогулку и лечь спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний.
УДАЧИ!